26.11.2018
Валерия Шаховцева, менеджер образовательных программ Group-IB (резидент "Сколково", участник Skolkovo Cyberday Conference 2018).
1. В октябре этого года Group-IB открыла CyberSchool — центр прорывных навыков и компетенции по кибербезопасности. Программа рассчитана на самые разные аудитории (от школьников и студентов до специалистов) и по ней уже занимаются учащиеся Сколковской гимназии. Расскажите, в чем была необходимость создания подобного курса?
Современные дети — активные пользователи Интернета. По данным исследователей Google, 98% россиян в возрасте от 13 до 24 лет пользуются интернетом каждый день. При таком уровне технологической вовлеченности просто необходима равноценная технологическая грамотность. К сожалению, наиболее частым стереотипом является убеждение о том, что «обычный пользователь» не может стать мишенью киберпреступников. Это не так. Пока происходит одно ограбление квартиры, фиксируется 3 000 различных компьютерных атак. Сейчас компьютерное преступление — самое вероятно преступление в мире. Тот факт, что пользователи относятся к этой проблеме несерьезно — одно из главных уязвимых мест. GIB CyberSchool была создана, чтобы разрушить этот стереотип, познакомить с ключевыми рисками и угрозами, с которыми дети могут столкнуться в цифровом пространстве, объяснить правила поведения на примере реальных кейсов. Киберобразование необходимо для обучения детей правилам поведения в цифровой среде — “цифровой гигиене”, профилактики компьютерных преступлений и выбора профессии.
2. С какими киберугрозами чаще всего сталкиваются ваши студенты?
Стать жертвой киберпреступников может каждый, независимо от возраста. Самыми распространенными киберугрозами для пользователей сейчас являются финансовые преступления — кража данных банковских карт, компрометация учетных данных личных кабинетов в онлайн-банкинге, интернет-мошенничество, шантаж, связанный со взломом аккаунтов в соцсетях, вирусы-вымогатели и так далее. Когда речь идет о детях, мы выделяем еще несколько рисков: травля в интернете — кибербуллинг и различные деструктивные и суицидальные группы, которые ставят под угрозу психическое здоровье ребенка, а бывает и его жизнь.
По данным исследования 2017 года британской организации Ditch The Label каждый второй Интернет-пользователь в возрасте от 12 до 20 лет подвергался кибербуллингу в сети. При этом фокус за последнее время сместился из Facebook и ВКонтакте в Instagram. Преподаватели Group-IB рассказывают о том, как распознавать буллинг, противостоять ему, помочь другу не стать жертвой и самому не превратиться в источник травли.
3. Если говорить о глобальном контексте, насколько вероятно сделать такие программы доступными для каждого ученика? Есть ли подобные примеры в других странах?
Киберобразование необходимо современному ребенку не как сухая теория, а как средство самозащиты и выживания в интернет-пространстве. Мировая практика показывает, что полноценные курсы по кибербезопасности распространены пока лишь для студентов вузов и сотрудников компаний, для детей школьного возраста их крайне немного. Существует множество англоязычных сайтов, на которых можно прочесть о правилах цифровой гигиены. Зачастую этого недостаточно, ребенку лучше всего их объяснять лично, например, в ходе мастер-класса. В Group-IB уверены, что подобные программы должны быть доступны каждому ученику. Именно поэтому мы подготовили специально для школьников мастер-классы и воркшопы на темы современной кибепреступности и кибербезопасности, а также о правилах цифровой гигиены.
4. Дайте 3 главных рекомендации от специалиста по кибербезопасности для учителя информатики в московской школе.
Учителям информатики следует принять как данность одну вещь: многие дети родились в эпоху свободного доступа в Интернет и буквально с пеленок умеют пользоваться электронными гаджетами. Их уровень ориентации в цифровом пространстве несколько выше, чем это было у их сверстников, десять-двадцать лет назад. Мы можем дать учителям следующие советы:
- Кибербезопасность базируется на знаниях. Помните, что для того, чтобы не стать жертвой киберпреступников, необходимо знать, кто они такие, чего добиваются и как действуют. Следите за новостями по теме информационной безопасности, разбирайте реальные кейсы.
- Постоянно повышайте свой уровень цифровой грамотности и обучайте детей правилам цифровой гигиены;
- Отнестись к кибеургрозам серьезно. Не стесняйтесь проводить классные часы и встречи с родителями на тему информационной безопасности. Между детьми и родителями должны быть дружеские доверительные отношения, чтобы в любых сомнительных ситуациях он мог попросить у них совет.
5. Предполагается, что специалисты по кибербезопасности станут одними из самых востребованных на рынке труда в ближайшее время. Занимаетесь ли вы "рекрутингом" школьников в вашу отрасль?
Мы провели более 40 мастер-классов и заметили, что школьники сами подходили и спрашивали у нас о том, как можно работать в сфере информационной безопасности: в какие вузы поступать, какие книги читать, какие курсы пройти и на какие каналы в телеграмм можно подписаться? Мы не занимаемся «рекрутингом», «перевербовкой», мы рассказываем о нашей работе, расследованиях киберпреступлений и детям становится интересно.
6. Как вообще приходят в профессию специалиста по кибербезопасности? Дайте совет для будущих киберсыщиков, как стать частью команды Group-IB и какими качествами должен обладать ваш идеальный кандидат?
Пути могут быть абсолютно любыми, но у большинства наших сотрудников профильное техническое образование. Затем к этой базе добавляются дополнительные умения и знания, большинство из них получены в результате самообразования и практики — многие вузы не выпускают готовых киберкриминалистов или киберсыщиков. Возможности есть у каждого, главное понимать, что база знаний закладывается еще в школе. Для развития логического мышления будущему кибердетективу помогут точные науки — математика, физика, а к пониманию информационных технологий приблизит информатика, программирование. Однако развитие кругозора тоже немаловажная вещь для будущей профессии, чтобы придумывать нестандартные подходы к решению задач.